?

Log in

No account? Create an account
лолита

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
лолита

Про ксенофобию и овец

Как перекрасить овечку

Много лет назад, читая английские газеты, долго смеялась. Из детской песенки ""Baa Baa Black Sheep" периодически требовали на самых высших уровнях изъять слово black как расистское. В 2006 толерантность восторжествовала. Овечка стала маленькой (little), счастливой (happy), печальной (sad). А еще - розовой (pink) и радужной (rainbow), что превращает всю историю уже совсем в какой-то диковинный фарс.

Между тем, овцы действительно бывают черными - шерсть у них такого цвета. Не розовая, не радужная, а вот прямо черная, как смоль. (О ней, о шерсти, собственно, в стишке и речь).


Уступите место африканцу

Еще я долго возмущалась тем, что слово "негр" в русском языке стало неприличным. "Ниггер" - шут с ним, это другой язык, другая история, но нам-то, нам-то почему нельзя? Индейцы (пока) - можно, китайцы - можно, русские - тоже (но лучше, конечно, "россияне"), а вот "негр" - нельзя. Хотя у нас на Руси, как известно, негров всегда любили. Я даже видела, как советская бабушка в метро место одному уступила. А уж без очереди пропустить, болезных - так это просто святое. На самом деле, я тут не только иронизирую. Мы, действительно, добрые. Ну, а что на язык часто бываем остры - так это, видимо, национальная особенность.

Филологический экскурс

А сегодня, ввязавшись сдуру в спор, я расширила свой филологический кругозор. Узнала, что слово "черный" по отношению к жителям братских и не очень республик - неприлично. Фашизм, ксенофобия и даже ... апартеид. Я, честно, не знала, что это плохое слово. И, несмотря на богатый словарный запас, не знаю, как надо говорить правильно.
Но вот не понимаю, почему можно, к примеру, говорить "чукча" в отношении одного конкретного мэра, придумывать искрометные шутки про чумы и оленей - и это не фашизм.
И анекдоты про чукчей тоже вроде никого не возмущают. Насчет еврейских анекдотов ничего не знаю, кроме того, что они самые смешные, и что обычно их сами же евреи мастерски рассказывали (да и сочиняли, наверное). Еще была давно забытая серия про "Армянское радио", но там, по-моему вообще никто ни на что не обижался, да и забыты все те анекдоты. Впрочем, если поразмыслить, старые анекдоты вообще надо б запретить: Чапаев был чувашом, Чингачгук - native american, Чебурашка - существо без пола, голубые - ну тут все ясно... А новых анекдотов не появляется что-то. Наверное, страшно кого-то оскорбить.

Гнилой подтекст

В споре, куда я ввязалась, в качестве аргументов приводили рассказы о прекрасных представителях разных национальностей, которые встречались на  пути моих оппонентов. На мой непросвещенный и отсталый взгляд, это и есть самая настоящая нетолерантность.

Вы разве не слышите подтекста своих слов: "даже среди них есть очень приличные люди!" Азербайджанец дарит сыну банан, а узбек улыбается, парикмахер стрижет, украинка нянчит, таджик уступает место в метро. Вот ведь - нерусские, и даже не евреи, а какие замечательные. И татары тоже.

Пробный камень

Да, я не думала, что в 21-м веке стало нельзя говорить слово "черный". Воздержусь.
И вспомню свою любимый фантастический рассказ Эрика Рассела "Пробный камень". Там космонавты попадали на процветающую, райскую планету, где уже побывал землянин и сделал так много хорошего, что его называют Великим. Собственно, благодаря ему там так и хорошо. Теперь космонавтам нужно пройти небольшое испытание. Им покажут портрет Великого - и от того, что они скажут, зависит их судьба. Либо им расскажут все секреты этой прекрасной цивилизации и они смогут построить на Земле такую же райскую жизнь, либо ... их казнят, потому что земляне не доросли еще до такого знания.
Показали портрет, они не знают, что говорить. Прошли испытание. А запретная фраза была такой: "Ах, он негр"....

Те, кто рассказывает о хороших нерусских в качестве довода того, что русским нельзя держаться своих, выбирать своих и т.д. - похожи на героев этого рассказа.
Только они, к сожалению, не прошли испытания, поскольку продолжают делить людей - выдавая себя с потрохами. Добрая кухарка не показатель того, что вы любите всех людей одинаково. Это - просто добрая кухарка. А о ее национальности правильный космонавт скажет лишь тогда, когда о ней будет необходимо упомянуть. Мол, приехала из ... к примеру, Башкирии и отлично делает чебуреки. Если ты просто скажешь: наша повариха - башкирка, но при этом мировая тетка, ты, увы, не прошел испытания. Так же, как и я, которая скажет: упрямая до ужаса эта наша повариха-башкирка, вот ведь национальный характер. Мы ничем не отличаемся с тобой, мой толерантный друг. Как ни прискорбно.

Довлатов вместо списка

Я могу привести длиннющий список людей всевозможных национальностей, с которыми дружу, которых люблю, с которыми работала или училась, которыми восхищаюсь, которых безмерно уважаю и т.д. Такой получится интернационал - лукичу (а он знал толк в смешении кровей) не снилось. Но я не стану делать этого именно потому, что все эти люди - просто люди.


Вместо списка я лучше еще цитату приведу - русского писателя Довлатова.
"Сидим как-то в редакции, беседуем. Заговорили о евреях. А Воробьев как закричит: "Евреи, евреи... Сколько этот антисемитизм может продолжаться?! Я, между прочим, жил в Казахстане. Так казахи еще в сто раз хуже!.."

По-моему, смешно. И это все, что надо знать о ксенофобии)

Comments