?

Log in

No account? Create an account
лолита

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
лолита

Интеллигентская штучка - рефлексия

Откуда взялось выражение - "интеллигентская рефлексия"? Решила как приличный человек погуглить прежде, чем пориступать к посту, а гугл мне выдает услужливо: "интеллигентская штучка", "интеллигентская сволочь" и даже "интеллигентская сволочь часто паскудничает". В общем, обойдемся без интеллигентского (с) и ссылок к первоисточникам.

Просто несколько слов в защиту той самой рефлексии. Штучка не всегда приятнейшая, но страшно захватывающая. За два года в магистратуре нас непрерывно учили этому невинному одинокому удовольствию сродни, ну ладно... Сходишь на какое-нибудь занудное действо с участием одинокого профессора (факультатив типа) - описывай, что чувствовал. Или звонишь на "телефон доверия", а после - те же самые утехи. И так без конца. 1001 час - столько занимала наша практика, кроме шуток. Львиная доля бесконечной сказки приходилась на ту самую рефлексию.

Мы злились. и я, конечно,  тоже, ибо от природы раздражительна, но теперь понимаю, что это - самое ценнное умение, полученное мною в магистратуре. С ней ты никогда не одинок, тебе никогда не скучно. 

Пихнула тебя, скажем пахучая пОтом дама у фруктового ларька и не то, чтобы не отрефексировала своего поступка, а просто не заметила твоего тельца. Внутри все вскипает - ага! "Хочешь поговорить об этом?" - спрашиваешь глубины собственной души, расплачиваясь. "Конечно", - ответствует вскипевшая душа. Интеллигентность тут лишь в том, что, рефлексируя, ты вяло смотришь на весы и плохо подсчитываешь сдачу и тебя как истинного интеллигента непременно обсчитают. А еще забываешь купить молоко, за которым шла. "Почему ты так бурлишь, душа моя, не имело ли тут места переноса? Или так проявляются угнездившиеся в тебе признаки депрессии, один из коих - сознание собственного ничтожества?.." Мы не пришли с душою к выводу, зато рефлексия помогла понять, что покупала я вовсе не персики, а черешню и что мне ее совсем не хочется, как и ничего другого. "Хочешь поговорить об этом, - участливо спросила душа". - "Да иди ты в жопу, и так знаю, что мне плохо на тебе!". Душа затаилась от обиды. Она же хотела как лучше, она не виновата, что мне подчас надоедает прислушиваться к ее постоянным выкрутасам. Но лишь подчас. Когда она затаивается - отметила я - это самый кайф. На самом деле (пост-то о приятностях рефлексии) - это и впрямь захватывающе интересно.

Это словно прогулка по бурному морю, а одновременно и сафари, и тихие посиделки на подмосковной полянке, и уютное кресло в кружке торшерного света. Стоит только прислушаться к себе, забыв  о ценниках на черешню и, преимущественно, картошку (колбаса - однозначное зло) - и и ты погрузишься в упоительную жизнь собственной души. Особенно прекрасен этот мир, когда она страдает. Вчера в нем скакали волки со львамии и пытались сожрать, с утра штиль - и заключаешь сама с собой пари, сколько он продержится, до первого выскочившего из кустов зверька. Сафари, блин. Зверек может оказаться зайцем веселым или кусачей и никем не любимой гиеной - в любом случае интересно. 

Ничего не происходит, а в  душе идет своя жизнь. Вчерашняя фраза или мысль принимается крутить в ней пируэты или бродить,собрирая всякий скарб, чтобы к вечеру обосноваться тут прочно и с полным правом, превратившись в убеждение. А может - стать жемчужинкой, тихая, как незаметная песичнка.      
     
Слова "брось рефлексировать"  не наш метод. Не зря ее все-таки назвали "интеллигентской", хотя гугл и молчит. Это - одно из наших (простите уж) отличительных свойств, спасение, а в тяжелую минуту - даже развлечение, недоступное прочим. Очки надеть может любой гопник, а ты под порефлексируй! Увидь красоту пробуждающеся в себе депрессии, сумей поймать светляка радости  или червяка вины.       

Я буду писать текст про мать Терезу. Все знают, что она мыла прокаженных и подбирала с улиц умирающих. Но то, что умела дивно рефлексировать, в курсе только избранные, осилившие книгу ее писем. 

А пост вышеизложенный (шепчет мне рефлексия)  - обычная простая прокрастинация, т.е. стремление отложить важное дело, как то: встать, умыться и начать писать.
Но - гугл нам в помощь. Там среди подсказок к слову "интеллигентский" есть еще одна: "интеллигентская штучка блог".
Засим прощаюсь. Пора и честь знать.
    
            

Comments

Интеллигентская рефлексия... А чем она отличается от рефлексии вообще? Может быть некоторой раненостью? Ущемленностью, а значит наличием каких-то не до конца осознанных комплексов?? Примесью некоторой "обиды"? Может отсюда и особое удовольствие - не в самом процессе размышления, а в копании... Все это конечно не так, но мне думается, что в ту сторону. Нет?
Тонкая материя, трудно конкретизируемая.
Да ничем не отличается)
Просто настоящее, земляное психическое здоровье не подразумевает рефлексии. А самокопание - всегда и обида, и раненность. И стремление понять, конечно, если уж серьезно.
Да, согласен. Но эта раненость, кроме самокопания, позволяет иногда понять очень важные вещи, которые иным способом понять невозможно. Может быть это и отличает "Русского интеллигента".
Да, возможно. Очень удобное, модное и полезное для здоровья "позитивное мышление",к сожалению, сюда не вписывается.
Да, противоречие есть.
Но если приять за основу доброжелательное мышление, то все становится естественнее и проще). И нет раздражающего "модного" налета. Добавить чуток мудрости, терпимости, доброжелательности, снисходительности... Может что и сварится))
=Умственный мазохизм на основе переизбытка мыслительных способностей при дефиците способности действовать=

Чудесное определение! Надо запомнить)
Если не лукавить, то это близко к истине, как мне думается. Но при таких определениях исчезают полутона, которые иногда очень важны.
Всего доброго!
Это очень близко к истине - чем мне и понравилось.
Такую дефиницию, которая учла бы все полутона, вряд ли удастся сформулировать применительно к "интеллигентской рефлексии". Для этого опять же надо погрузиться в рефлексию. Замкнутый круг)
И вам всего доброго!
Да, согласен. Удачи!
Звучит как рецепт из журнала для гурманов. Ингредиенты: сердцевина бразильской палмы, черные трюфели, икра рыбы-меч, пяток соловьиных языков.
Шучу.
Все правильно вы пишете. Просто качества редкие и по нашему времени экзотические.
Дай бог чтобы блюдо приличным получилось. Жаль было бы такие продукты впустую перевести)).
Там же еще и рецепт)
А без рецепта - это просто благие пожелания. Сказка ложь, да в ней намек ... Кстати, рецепт работает. При наличии доброй воли.)
Не сомневаюсь.
Всего доброго, удачи!
:)
Для тех, кто в танке - таки я не поняла что за зверь такой эта ваша рефлексия? :)
Что за зверь? Умственный мазохизм на основе переизбытка мыслительных способностей при дефиците способности действовать. Вот выдал!!))) А может действительно так?
Удачи))
Кстати, а почему наша??
Хто ж добровольно сознается, что у него ЭТО?! :)
Это не болезнь)))
Теперь-то я знаю ;)
=))
Наблюдение за движениями души - примерно, как за рбыками в аквариумами. И поиск причин: почему вот эта рыбка спряталась в раковине иил вовсе плавает кверху пузом (к примеру).
Интересный образ!
Люблю образы) У меня был первый юпик - мрачная матиссовская тетка, наблюдающая за рыбками в аквариуме. Не случайно, наверное.
Но это я только что вспомнила. Совпало как-то...
Да, интересно. Думаю, что все имеет какой-то свой смысл. Проблема в том что не всегда удается его увидеть.
Так это полезная штука, если грамотно подходить :)
Весьма!
Хороший образ. Если к целям рефлексии добавить обуздание страстей или языка, например. Или утешение плачущей и капризничающей, как дитя, души, то результаты были бы полезными не только для собственного здоровья, но и для общества. Предлагаю ввести в школе предмет "Теория и практика рефлексии". Пост хороший, умный.
Хорошее предложение) А рефлексия без цели - не о ней речь, конечно...
Рефлексия - штука неприятная. А вот пост при этом получился отменный!
Не согласна!
Не, пост-то, ясное дело, гениальнейший)
Но рефлексия может и приятной быть. Вот, например, пребываешьы глухой депре - и вдруг проскочит крошечная искорка жизни внутри. Без привыки к рефлексии ее и не заметишь, а тут - не исключено, что со временем "возгорится пламся" (с) .
Метод от противного?)
Возможно... я и сама очень это дело уважаю, и отказ был как раз потому, что знаешь цену искорке этой.
Эта искорка может вернуться очень нескоро. Важно ее заметить и запомнить, что она была. Как тут без рефлексии?
Ой нет. Я уже не согласна ограничиваться искоркой. Я ее в пламя раздула, теперь огонь поддерживаю. Все может быть хорошо постоянно, главное поверить в это!
Я сейчас рада искорке.
Тоже понимаю.
Ага, в дурдоме много таких... рефлексией занимающихся. А, впрочем, хорошо, я теперь, если что, буду знать, что отвечать. "Что ты, Семенов, такой сегодня?" "Не мешайте, у меня это... рефлексия, во.." :)
А ты склонен, кстати, Семенов...
Рефлексировать? Нисколько! Я этот, оптимист, во!
Молодец...

Ржу.
:)
Я тоже)

А рефлексия мне нравится. Главное, в меру, в меру, чтобы нездоровым, мазохизмом не начать заниматься.
Главное, все делать грамотно, тогда и грань не переступишь.

Edited at 2012-07-06 09:55 am (UTC)